Овощи сразу после съема должны быть доставлены на завод. Задержка доставки может вызвать повышенные потери и даже порчу сырья. Транспортируют овощи в таре, предусмотренной стандартами и техническими условиями.
В последние годы научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими институтами и предприятиями созданы разнообразные конструкции контейнеров для перевозки и хранения плодов и овощей.
На предприятиях консервной промышленности для доставки и хранения сырья с грубой структурой растительных тканей (кабачков, баклажанов, перца, корнеплодов и лука) применяют поддоны-контейнеры разборного типа К-450 вместимостью 0,65 м3 (конструкции ОКБ Торгмаша), складные контейнеры КУС-1 вместимостью 0,4 м3 (конструкции Гипроторга), металлические поддоны-контейнеры вместимостью 0,8 м3 с 2%-ной перфорацией (конструкции УкрНИИКПа), ящичные поддоны с замковыми соединениями (конструкции Ставропольского политехнического института), разборные решетчатые контейнеры вместимостью 0,8 м3 (конструкции машиностроительного завода им. К. Либкнехта), перфорированные металлические контейнеры вместимостью 1 м3 (конструкции МТИППа) и др. Из крупных емкостей для бестарной перевозки кабачков, баклажанов, перца и томатов используют емкости типа «лодка».
Проведенные УкрНИИКПом исследования величины потерь при транспортировании и хранении на консервных предприятиях различных овощей в контейнерах К-450 и металлических с 2%-ной перфорацией (рис. 5) подтвердили преимущество перфорированных контейнеров ящичного типа для овощей с твердой структурой растительных тканей.
Рис. 5. Металлический контейнер конструкции УкрНИИКП для транспортирования и хранения овощей: а - общий вид; б - схема.
Контейнеры УкрНИИКПа вмещают: 150-160 кг сладкого перца, 300-320 кг кабачков, 210-230 кг баклажанов, 320-330 кг моркови, 330-340 кг лука. Естественная убыль кабачков при транспортировании на расстояние до 40 км в контейнерах К-450 составила 0,9%, перца - 0,35%, потери тех же культур при доставке в ящиках были соответственно 1,3 и 0,65%. При транспортировании овощей в металлическом контейнере с 2%-ной перфорацией естественной убыли не наблюдалось.
Потери при хранении овощей в контейнерах всегда ниже, чем при хранении в ящиках за один и тот же промежуток времени. Причем минимальными будут потери сырья при хранении в металлических контейнерах с 2%-ной перфорацией поверхности. Это можно объяснить меньшей скоростью газообмена и испарения влаги из овощей при хранении в таких контейнерах.
Для перевозки овощей с плантаций на консервные заводы машиностроительный завод им. К. Либкнехта по технической документации УкрНИИКПа выпускает универсальные автомобили-овощевозы (рис. 6).
Овощевоз укомплектован контейнерами габаритами 1200Х800X1000 мм двух типов: ящичного вместимостью 0,85 м3 для перевозки грубого сырья (кабачков, баклажанов, моркови, лука) и секционного для перевозки легкоповреждаемых плодов (томатов, сливы и др.) - и навесным гидравлическим краном грузоподъемностью 0,5 т.
Рис. 6. Схема овощевоза с навесным гидравлическим краном и контейнером.
Погрузочно-разгрузочные операции с контейнерами на плантации на сырьевой площадке завода осуществляются с помощью гидравлического крана овощевоза. Затраты труда на погрузку, разгрузку и транспортирование контейнеров составляют, по данным УкрНИИКПа, около 2 чел.-ч на 1 т сырья против 5,5 чел.-ч, затрачиваемых на те же работы при доставке сырья в деревянных ящиках.
На сырьевой площадке консервного завода контейнеры собирают в штабеля (разбирают), транспортируют в ее пределах, устанавливают на контейнероопрокидыватель и снимают с него вилочными погрузчиками.
Применение контейнеров и универсального технологического транспорта позволяет полностью механизировать весь процесс доставки овощей с плантаций на консервные заводы.