Упаковывается сливочное масло для отправки сначала в оберточную бумагу, а потом в чистые пудовые ящики. Размеры ящика подгоняются как раз такие, чтобы в него могло войти два двадцатифунтовых бруска масла или 20 фунтовых кирпичиков. Дерево для изготовления ящиков должно быть употребляемо только новое и притом, по возможности, не из хвойных пород. Наиболее подходящим деревом можно признать ольху, осину. Ель же ни в коем случае не годится, так как запах еловой смолы сообщается маслу. Равным образом непригодна и сосна.
Края ящика должны быть плотно пригнаны, чтобы совершенно не быть щелей. Изнутри ящик обкладывается оберточной бумагой, а затем осторожно вкладываются брусья масла. Если случайно ящик несколько велик и между стенками его и маслом есть промежутки, то их необходимо заполнить оберточной бумагой. Затем ящик забивается крышкой и упаковка готова.
При упаковке мелких формовок, каждую отдельно завертывать в оберточную бумагу не представляется необходимым, а можно ограничиться одной общей оберткой.
В тех случаях, когда масло отправляется особенно далеко и большими партиями, его приходится солить (см. выше), и тогда оно не формуется, а упаковывается в бочонки.
Масляные бочонки (рис. 11) делаются обычно из букового дерева, но впоследствии стали завоевывать себе распространение бочонки березовые и ольховые.
Рис. 11. Бочонки для упаковки сливочного масла.
Такой бочонок должен быть сделан совершенно плотно, с одинаковой толщины клепками, чтобы внутренняя поверхность бочонка была совершенно ровная.
Перед употреблением в дело бочонок запаривается горячей водой и хорошо натирается изнутри солью. Затем солью же посыпается дно бочонка, а затем приступают к обкладыванию бочонка изнутри пергаментной бумагой.
Дно бочонка покрывается вырезанным из пергаментной бумаги кружочком. Что же касается боков бочонка, то они обкладываются следующим образом. Обычно пергаментная бумага продается рулонами такой ширины, что ее хватает на всю длину бочонка. Берут такое количество пергаментной бумаги, чтобы можно было обвести снаружи бочонок с небольшим закрайком. Затем бумагу подготовляют обычным путем, т. е. намачивают сначала в горячей, а потом в холодной воде, отжимают и обводят верхний край бочонка ею снаружи. А затем другой край бумаги завертывают внутрь бочонка и тщательно расправляют по бокам.
Далее можно уже приступить к набивке бочонка.
Лучше всего, если бочонок можно наполнить маслом одного сбивания. Вмещают в себя бочонки от 3 до 3,5 пудов масла, и такое количество его получается за один раз лишь на заводах. Поэтому в большинстве случаев бочонок приходится набивать в 1,5—2 дня, т. е. маслом 3—4-х сбиваний.
При тщательности и регулярности в приготовлении масла, это обстоятельство не имеет особого значения. Однако нужно помнить, что независимо от того, хватит ли масла на полный бочонок или нет, все равно его надо набивать немедленно.
Укладка масла в бочонок производится небольшими порциями, с помощью деревянных лопаточек.
Кладется масло у краев бочонка и немедленно же уплотняется с помощью деревянного букового песта. При уплотнении необходимо обращать особое внимание на края бочонка, чтобы там не оставалось пустот. Положив первый слой масла, его уплотняют пестом и тщательно выравнивают, действуя однако последним лишь в вертикальном направлении сверху вниз.
Когда бочонок полон, края пергаментной бумаги, которые оказываются завороченными за края бочонка, заворачиваются внутрь и расправляются на масле, затем масло сверху прикрывается кружком из пергаментной бумаги и последний густо посыпается солью.
После этого приступают к упаковке бочонка. Для этого верхний ряд обручиков ослабляется или снимается вовсе, и верхнее дно вставляется в уторы. Масло должно быть наложено по уторы и никак не выше их. При вставлении в уторы донышко должно быть плотно прижато к маслу. Затем обручики вновь набиваются и слегка закрепляются маленькими гвоздями. Для большей крепости упаковки изнутри по уторам прокладывается ивовый прутик или буковый запасной обручик и закрепляется гвоздиками. Это делается с обеих сторон бочонка. Затем на одной из крышек бочонка помечается его номер, под которым он записан в книге, ставится клеймо завода и бочонок зашивается в чистую рогожу. В таком виде упакованное масло может выдержать какой угодно далекий путь.