При ручной резке пастильный пласт укладывают корочкой вниз на прорезиненную ткань, поверхность которой посыпана сахарной пудрой.
С помощью шаблонов на пласте размечают полосы, по ширине равные длине пастельных брусков, затем широким и длинным ножом разрезают пласт на полосьы, которые затем режут на отдельные бруски.
Нарезанную в виде брусков пастилу раскладывают корочкой вниз на решета, посыпанные сахарной пудрой.
На некоторых фабриках для резки пастилы применяя ют простейшие устройства в виде двух рам с натянутыми на них струнами, укрепленных на столе перпендикулярна одна к другой. Расстояния между струнами соответствуя ют длине и ширине пастельных брусков. При опускании рам поочередно струны разрезают пласт по ширине и длине.
На ряде кондитерских фабрик для резки пласта пастилы применяют различные машины.
На кондитерской фабрике пастилу режут следующим образом. Пласт, уложенный на транспортер корочкой вниз, разрезают на продольные полосы пятью дисковыми ножами. Затем при дальнейшем движении транспортера, гильотинным ножом, движущимся в вертикальной плоскости, продольные полосы пастильного пласта режут на отдельные бруски и укладывают на решета, поступающие к механизму резки по транспортеру.
Более совершенной пастилорезальной машиной является шестиручьевая машина (рис. 35). Она предназначена для резки пластов пастилы на отдельные бруски размером 73Х21Х20 мм.
Машина состоит из станины 8, загрузочного ленточного транспортера 2, вибрационного сита 9, шестиленточного транспортера 3, механизма продольной резки I с устройством для отвода обрезков 7, механизма поперечной резки 5, цепного транспортера для решет 1, привода 6.
Загрузочный транспортер представляет собой прорезиненную ленту, натянутую на два барабана. Ведомый барабан укреплен в подвижных подшипниках, позволяющих регулировать натяжение ленты.
Для предупреждения провисания верхней ветви транспортера и ее, бокового смещения установлены опорные и ограничительные ролики, а для того, чтобы при выгрузке из лотка пласт правильно укладывался по ширине ленты, имеются специальные упоры для лотка.
Для покрытия ленты сахарной пудрой предусмотрено вибрационное сито, состоящее из двух коробок с днищами из проволочной сетки, расположенных одно под другим.
Шестиленточный транспортер подает пласт пастильной массы под дисковые ножи продольной резки, которые полностью разрезают пласт на полосы и раздвигают их, чтобы полосы не слипались.
Транспортер состоит из трех барабанов (натяжного, направляющего и приводного), шести бесконечных лент, поддерживающего ролика, трех опорных роликов, расположенных под верхней ветвью транспортера, на цилиндрической поверхности которых имеется по шесть и кольцевых канавок трапецеидального сечения.
Рис. 35. Общий вид пастилорезальной машины.
Такие же канавки имеются на всех трех барабанах. Трапецеидальные ребра на внутренней стороне бесконечных лент транспортера по всей его длине, входящие в соответствущие канавки на барабанах и роликах, обеспечивают необходимое раздвижение полос пастилы после продольной резки.
Для предупреждения сближения нижних ветвей транспортера в двух местах установлено по семь вертикальных роликов, которые не позволяют перемещаться лентам, так как они ограничивают их с двух сторон.
В горизонтальной плоскости установлен один опорный ролик, поддерживающий ленты. Верхняя ветвь транспортеры от натяжного до направляющего барабана расположена горизонтально, а после направляющего барабана до приводного наклонена — под углом 30° к горизонту.
Механизм продольной резки (рис. 36) состоит из вала 1 на котором между распорными втулками на расстоянии 73 мм укреплено семь дисковых ножей 2 диаметром мм.
Под каждым ножом между лентами транспортера в вертикальной плоскости расположены резиновые диски 4 диаметром 100 мм, закрепленные на валу 3, находящемся под верхней ветвью шестиленточного транспортера.
Каждый дисковый нож снабжен пружинным скребком 5 для очистки поверхности ножа от налипшей пастильной массы. У скребка имеются две скобы, которые с двух сторон охватывают нож. Падающая со скребков пастильная масса попадает на лотки 6, расположенные над валом 1 между дисковыми ножами.
С внешней стороны крайних дисковых ножей под углом 11° к плоскости ножа прикреплены два ножа-съемника 7, движущиеся навстречу движению пласта и снимающие с крайних дисковых ножей отрезанные полосы пласта пастилы (обрезки), которые попадают в устройства для отвода отходов пастильного пласта.
Разрезанный на шесть полос пастильный пласт подается шестиленточным транспортером к механизму поперечной резки (рис. 37), состоящему из цепного транспортера 1; приводного вала 2 с ведущими звездочками, к которым прикреплен барабан 3; натяжного вала 4 с ведомыми звездочками; прижимного ролика 5 и откидного кожуха 6.
Рис. 36. Схема механизма продольной резки пастильного пласта.
Рис. 37. Механизм поперечной резки.
Цепной транспортер представляет собой две бесконечные втулочно-роликовые цепи с шагом (21 мм), равным ширине бруска пастилы.
Все звенья обеих цепей связаны между собой попарно ножами, плоскость которых расположена к оси звена под углом 84°. Нижняя рабочая ветвь транспортера расположена под углом 30° к горизонту и таким образом угол между верхней плоскостью шестиленточного транспортера и нижней ветвью ножевого транспортера составляет 6°.
Скорость шестиленточного и ножевого транспортере равна. При движении цепей ножи постепенно врезаются в полосы пастилы перпендикулярно их плоскости.
Для того чтобы не повредить ленты шестиленточного транспортера, пласт полностью разрезают на прижимном poлике 5, представляющем собой трубку, покрытую слоем пищевой резины. Разрезанные бруски пастилы, зажатые между ножами, передвигаются к месту выгрузки и укладки на лотки.
Выталкивание и укладка брусков пастилы происходит следующим образом. При набегании цепи на ведущие звездочки угол между соседними ножами увеличивается и кончики ножей расходятся между собой, что облегчает удаление нарезанных брусков пастилы из межножевого пространства.
Окончательное выталкивание и укладка брусков пастилы на решета производится принудительно выталкивающим приспособлением, которое представляет собой барабан, прикрепленный к ведущим звездочкам ножевого транспортера. Внутри барабана имеется 32 продольных паза, расположенных радиально.
В каждом из них находится пуансон, представляющий собой стальную штангу с 6 выступами, к которым крепятся выталкиватели. Концы пуансонов выходят из барабана наружу и своими цапфами входят в пазы кулачков 7, которые прикреплены с обеих сторон к подшипникам вала ведущих звездочек.
Перемещаясь радиально, пуансоны своими выталкивателями плавно нажимают на бруски пастилы в тот момент, когда ножи расходятся между собой, и бруски поступают на решета, которые подаются к месту загрузки цепным транспортером, расположенным под загрузочным и шестиленточным транспортером.
Через определенные промежутки на цепи транспортера расположены упоры. Когда заканчивается укладка брусков пастилы на решето, механизм обгона сообщает транспортеру ускоренное движение и следующий ряд брусков укладывается на передний край следующего решета, не попадая в зазор между решетами.
Заполненные пастилой решета устанавливают на стеллажные тележки и направляют в сушильные камеры.