Готовую ирисную массу, охлажденную до температуры 40—45°С, загружают в катальную машину (с электрообогревом) ирисоформующей линии ИФЗ, где масса приобретает форму конуса. Затем она проходит через калибрующе-вытягивающие ролики и вытягивается в жгут. В автомате, проходя через пару рифленых роли- ков, жгут становится прямоугольным. Его разрезают на конфеты, которые завертывают в подвертку и этикетку.
На поточной линии производства ириса масса в виде ленты шириной 300—350 мм, толщиной около 3 мм вытекает через узкую щель, регулируемую заслонкой, на вращающийся охлаждающий барабан, на котором масса быстро охлаждается до температуры 55°С.
Затем масса по ножу спускается на наклонную охлаждающую плиту и продвигается между двумя сходящимися желобками и завертывается в многослойный жгут. После охлаждения ирисная масса прокатывается вращающимися зубчатками, покрытыми фторопластом, и при температуре около 45°С ленточным транспортером подается в катальную машину агрегата ИФЗ-1.
Для непрерывного и лучшего соединения многослойного жгута ирисной массы, находящейся в катальной машине, имеется приемная камера в виде желоба.
Формование и завертка производятся на агрегате ИФЗ, по выходе из которого ирис охлаждается и подается на расфасовку и упаковку.
Кондитерская промышленность начала оснащаться новыми высокопроизводительными автоматами А2-ШИП для формования и завертывания ириса вперекрутку (рис. 81).
Рис. 81. Автомат А2-ШИП.
Автомат А2-ШИП работает в блоке с подкаточной и жгутоформующекалибрующей машинами. Отформованные изделия завертывают в этикетку без подвертки, в связи с чем поверхность рулонной этикетки должна быть покрыта тугоплавким составом, предохраняющим промасливание этикетки и прилипание к ней ириса.
Все операции завертки в этом автомате происходят в процессе вращения ротора. Автомат работает плавно без ударов, вибрации и бесшумно. Производительность его 1000 заверток в минуту; габариты: длина 1680, ширина 826, высота 1530 мм, масса 805 кг.
Охлажденная масса перемещается наклонным ленточным транспортером с угольниками, облицованными фторопластом. На ленточном транспортере масса поднимается на высоту около 2 м, после чего переходит на распределительный ленточный транспортер.
В катальные машины ирисная масса направляется поочередно с помощью поворотной каретки, состоящей из двух параллельных бортов с режущими устройствами и ряда неподвижных продольных бортов, расположенных над лентой транспортера.
К транспортеру прикреплены спускные желоба, по которым жгут ирисной массы переходит в приемную камеру катальной машины.
Для автоматизации процесса уваривания ирисных масс на аппаратах имеются терморегуляторы, поддерживающие на заданном уровне температуру массы и влажность.
Ирис с начинкой приготовляют следующим образом. Одновременно с варкой ирисной массы в универсальном варочном аппарате готовят начинку из сахара и патоки в соотношении 1:1, уваривая ее до влажности 6—7%, затем добавляют вкусовые и ароматические вещества, охлаждают на плите до температуры 35—40°С и обрабатывают на тянульной машине.
Ирисную массу температурой 40—45° С разделывают в виде пласта, на который накладывают начинку и закатывают. После этого массу укладывают в катальную машину ирисоформующего агрегата и формуют так же, как ирис без начинки.