При транспортировании молока и молочных продуктов необходимо сохранить их температуру во избежание снижения их качества: летом нельзя допускать повышения температуры продукта, а зимой - понижения.
Эти условия можно обеспечить, применяя специализированный транспорт, снабженный термоизоляцией. Кроме того, отдельные транспортные средства имеют специальные охлаждаемые устройства (например, компрессорные установки).
Для перевозки молока применяют автомобильные и железнодорожные цистерны. На короткие расстояния небольшие количества молока перевозят во флягах.
В случае транспортировки молока во флягах следует принимать меры по сохранению первоначальной температуры продукта. Наиболее простыми мерами являются укрытие фляг с молоком теплоизолирующими тканями и матами.
Отечественная машиностроительная промышленность выпускает несколько типоразмеров автоцистерн на шасси различных автомобилей.
Автоцистерны состоят из одной, двух или трех отдельных емкостей (секций) эллиптической формы. Основным материалом для их изготовления является алюминий, реже - нержавеющая сталь.
Секции покрывают теплоизоляцией, обшивают досками и снаружи облицовывают защитным кожухом из листовой углеродистой стали. Наполнение секций и санитарную обработку осуществляют через люки, снабженные герметически закрываемыми крышками. Секции оснащены сливными клапанами. Автоцистерны снабжены системой сигнализации, наполнения и опорожнения, необходимыми коммуникациями и заборными рукавами. Цистерны крепят на шасси хомутами.
Цистерны комплектуются насосами для наполнения и опорожнения с приводом от двигателя автомобиля или от электродвигателя, счетчиками молока. Автоцистерны вместимостью 10000-12000 л снабжены устройствами для механизированного отбора проб. Все вспомогательное оборудование (счетчики, насосы, шланги и т. д.) размещается в специальных камерах с плотно закрывающимися крышками.
Железнодорожная цистерна сварной конструкции выполнена из алюминия или нержавеющей стали. Она представляет собой цилиндрический резервуар, разделенный перегородками на три отдельные секции одинаковой вместимости. Каждая секция снабжена откидным люком с крышкой, системой коммуникаций для наполнения и опорожнения, указателем уровня, а также пробковыми и воздушными кранами.
Цистерна монтируется на железнодорожной платформе с двумя двухосными тележками ЦНИИ-ХЗ-0.
Для перевозок молока по рекам и озерам используют специальные катера-теплоходы на базе широко известных «Москвич» М-21-Т. Они снабжены двумя цистернами вместимостью 800 л (в грузовом трюме) и 13000 л (в кормовом трюме). Цистерны цельносварные из листового алюминия, сверху изолированы мипорой и закрыты защитными кожухами из листовой стали.
Насосы, моечное устройство и системы коммуникаций, которыми снабжены катера-теплоходы, позволяют быстро производить наполнение, опорожнение и санитарную обработку цистерн.
Для доставки молока, молочных продуктов и замороженных молочных продуктов с перерабатывающих предприятий в торговую сеть применяются авторефрижераторы и прицепы-рефрижераторы.
Авторефрижератор ЛУМЗ-890Б представляет собой цельнометаллический кузов фургонного типа с машинным отделением и индивидуальной холодильной установкой, смонтированными на шасси автомобиля ЗИЛ-130.
Внутренняя обшивка выполнена из листовой углеродистой оцинкованной стали, швы пропаяны пищевым оловом, наружная - из листовой черной стали. Пространство между наружной и внутренней обшивками заполнено мипорой. Обшивки крепятся на каркасе. Для загрузки служат задние герметически закрываемые двери. В передней части кузова размещено машинное отделение. Кузов крепится к раме шасси ЗИЛ-130 с помощью стремянок и монтажных уголков.
Прицеп-авторефрижератор ЛУМЗ-853Б представляет собой такой же кузов, но крепится он на шасси двухосного прицепа ИАПЗ-754В.