Подготовка проекта планов размещения мелкорозничной, передвижной и выездной торговой сети, разработка и контроль мероприятий по сезонной торговле, в предпраздничные и праздничные дни. Работа по организации мелкорозничной, передвижной и выездной торговли занимает важное место в деятельности торгового отдела и товароведов. Она вызвана недостаточным обеспечением населения стационарной торговой сетью, особенно в районах новостроек, что приводит к необходимости расширять продажу товаров через палатки, павильоны, автолавки и автофургоны.
В весенне-летний период значительно расширяется зона торгового обслуживания населения в местах отдыха, массовых гуляний и дачных поселках, что требует дополнительного развертывания сезонной и передвижной торговой сети (павильоны, автофургоны и т. п.)
В предпраздничные и праздничные дни намного увеличивается продажа товаров в торговых залах, а также количество заказов населения на продукты питания, которые принимают магазины в местах своей постоянной деятельности, на предприятиях и в учреждениях. В это время задача товароведов состоит в том, чтобы четко скоординировать работу коллективов магазинов, поставщиков товаров и транспортных организаций.
Выездная торговля и работа пунктов приема заказов на предприятиях удобна для покупателей, выгодна магазинам и является резервом повышения товарооборота.
Участие в мероприятиях по внедрению достижений научно-технического прогресса в торговлю. Важность проведения этих мероприятий возрастает по мере развития научно-технического прогресса и внедрения его достижений на предприятиях торговли, а также в связи с задачей повышения эффективностм торговли и производительности труда, механизации трудоемких операций, строгим ограничением прироста численности работников в отрасли.
При проектировании и строительстве новых, а также в условиях реконструкции, модернизации и технической оснащенности действующих торговых предприятий особое внимание должно быть привлечено к снижению удельного веса ручного труда, разработке и внедрению передовой технологии транспортирования, хранения, переработки и продажи товаров, широкому внедрению в практику современного торгово-технологического оборудования.
На основе имеющихся норм оснащения магазинов торговым оборудованием товароведы должны активно участвовать в более тщательном определении потребности в оборудовании и контролировать своевременную его установку и правильную эксплуатацию.
Участие в контроле за соблюдением режима работы магазинов и правил торговли. Эта работа осуществляется товароведами при посещении торговых предприятий и наблюдении за реализацией товаров на основе изучения записей в книгах отзывов и предложений. Важные сведения могут быть получены во время проведения покупательских конференций, из выступлений печати и других органов массовой информации от организаций, имеющих право контроля за работой торговой сети.
Обобщая все материалы, торговый отдел разрабатывает предложения по улучшению работы магазинов с учетом создания наиболее благоприятных условий для населения.
Участие в ведении отчетности торгового отдела. Статистическая отчетность составляется по установленным формам, как правило, за квартал и за год. Оперативные документы готовятся в зависимости от их необходимости (информации руководства своей или вышестоящей торговой организации, для определения результатов поставок товаров, состояния товарных запасов и т. д.).
Товароведы, как и специалисты других отделов, участвуют в работе технико-экономических советов при торговых организациях, где обсуждаются и намечаются пути решения наиболее актуальных вопросов. Возросла роль товароведов в развитии наставничества, распространении и внедрении передового опыта.
Участие товароведа в составлении товарных обзоров. Во всех розничных торговых организациях, на оптовых базах и в крупных магазинах ежеквартально и в целом за год составляются конъюнктурные обзоры, в которых характеризуются состояние торговли продовольственными товарами за прошедший период - квартал, полугодие, год. В составлении конъюнктурных обзоров участвуют специалисты различных служб, но в основном - планового и торгового отделов. Выполняется эта работа во многих торговых организациях под руководством главного товароведа.
В конъюнктурном обзоре наиболее полно должны быть освещены следующие вопросы работы торговой организации или предприятия:
выполнение плана товарооборота по объему и структуре в целом по торговой организации в сравнении с плановыми заданиями и аналогичным периодом прошлого года или предшествующего квартала текущего года;
анализ выполнения плана товарооборота по розничной сети (в обзоре по магазинам - секций или отделов) с выявлением причин значительного перевыполнения или невыполнения плановых заданий отдельными магазинами, в том числе вследствие хорошо или недостаточно организованного товароснабжения;
общая оценка состояния торговли продуктами питания в районе деятельности торговой организации (базы, магазина), включая комиссионную торговлю потребкооперации и на колхозных рынках;
оценка взаимоотношений с поставщиками товаров и их работы по расширению ассортимента и улучшению качества товаров, увеличению поставок расфасованной продукции и т. д.;
состояние товарных запасов в магазинах и на складах и их соответствие конъюнктуре;
оценка удовлетворения спроса населения на отдельные группы или разновидности товаров, причины перебоев в торговле товарами, имеющимися в достаточном количестве;
прогноз развития спроса населения на товары в районе деятельности и возможности его удовлетворения с учетом запасов товаров и поставок по договорам;
оценка транспортного обслуживания торговых предприятий и состояния централизованного завоза товаров;
общая оценка состояния торгового обслуживания населения и мероприятия, проведенные в прошлом периоде по расширению прогрессивных методов продажи товаров - самообслуживания, приема заказов, доставки товаров на дом, их результативность;
проведение в жизнь активных форм продажи товаров, сочетающихся с мероприятиями по изучению спроса и рекламы на них, выставок-продаж, дегустаций, покупательских конференций, опросов населения, совещаний с поставщиками;
результаты проведения массовых мероприятий по рекламе отдельных групп или разновидностей товаров.
Перечень вопросов, которые могут и должны быть освещены в конъюнктурном обзоре, во многом зависит от условий деятельности торговых организаций в различных районах, их принадлежности к торговым системам и т. д.
Нередко в обзоры включаются вопросы для решения вышестоящим звеном или партнерами торговых организаций - поставщиками, транспортом и т. д. Лучше и убедительнее выглядит материал, в котором все нерешенные проблемы разделены на группы с обоснованием необходимости их разрешения и указаны непосредственные исполнители, не исключая аппарат торговых организаций и магазинов.