Оказание помощи в осуществлении контроля качества товаров и правильного применения цен. Товароведы торгового отдела и складов принимают участие в приемке товаров по количеству и качеству на складах поставщиков, на железнодорожных станциях, причалах речных и морских портов, руководствуясь при этом действующими правилами приемки, уставами транспортных ведомств. Товароведы должны также оказывать помощь работникам магазинов и складов в правильной организации приемки и хранения товаров, а при необходимости также в подготовке их к продаже. С этой целыг должны проводиться специальные семинары, инструктажи и отработка практических навыков на примере приемки отдельных сложных партий товаров, полученных от поставщиков с нарушением установленных правил и оформления документов на них.
В связи с расширением сети продовольственных магазинов ограниченному числу товароведов торгового отдела не под силу лично и повседневно заниматься приемкой и контролем качества товаров во всех магазинах и на складах. Поэтому в каждом магазине, отделе, секции и на складе у товароведов должны быть группы помощников из числа обученных торговых работников, имеющих необходимую теоретическую подготовку и опыт работы, знающих требования к качеству товаров и владеющих приемами их разбраковки.
Большое внимание при посещении магазинов товароведы должны уделять правильной организации хранения товаров. Товаровед имеет право в любое время осм( гривать товары в магазинах и на складах и в случае обнаружения пищевых продуктов низкого качества, не соответствующих требованиям нормативных документов, снимать в установленном порядке такие товары с продажи или запрещать их отпуск со склада. Указания товароведа в этом случае являются обязательными, и отменить их может только руководитель торговой организации путем письменного распоряжения. Товаровед при этом должен дать заключение о причинах снижения качества товаров и степени виновности материально ответственных и иных работников.
Контроль приемки, хранения и возврата тары поставщикам и тароремонтным предприятиям и организациям. Одновременно с приемкой поступивших товаров проверяется качество тары, правильность ее маркировки, соответствие стандартам, техническим условиям и прейскурантам. По установленному порядку приходование тары и ее учет ведутся отдельно от товаров. Поставщики обязаны в счетах на оплату товаров отдельной строкой выделять количество тары, занятой товарами, и ее стоимость. При выявлении во время приемки отклонений по количеству, качеству, маркировке и цене на тару от данных, указанных в сопроводительных документах, составляется акт.
Контроль за состоянием работы по тарообороту в торговых организациях поручается обычно товароведу, который не только контролирует правильность приемки и своевременность возврата тары, но и оказывает помощь коллективам магазинов, проводит специальные инструктажи с руководителями предприятий и материально ответственными лицами, а также выезжает к поставщикам и на тарособирающие предприятия, где участвует в решении спорных вопросов.
В крупных торговых организациях нередко формируются группы работников, включая товароведов, по работе с тарой, создаются тарособирающие базы, применяется централизованный вывоз освободившейся в магазинах и принятой от населения тары и сдача ее поставщикам или на ремонтные предприятия. В тех торговых предприятиях и организациях, где хорошо организована эта работа, расходы и потери по таре сведены до минимума, что является существенным источником для увеличения прибыли.
Большим резервом снижения потерь по таре является также использование многооборотной, дешевой тары из синтетических материалов, широкое внедрение тары-оборудования в магазинах самообслуживания, расширение бестарных перевозок, которые получают всё более широкое развитие.
Участие в организации торговой рекламы, проведении выставок-продаж и покупательских конференций, пропаганде новых товаров. Товароведы принимают активное участие в планировании и проведении рекламных мероприятий как в целом по торговой организации, так и по отдельным магазинам.
Товароведы лучше, чем кто-либо из других специалистов, знают свойства, качество и ассортимент пищевых продуктов, располагают данными о фондах на товары, их запасах по группам, учитывают спрос и т. д. Поэтому именно товароведы торгового отдела и магазинов должны решать, что, когда, где и с помощью каких средств надо рекламировать.
Мероприятия по рекламе должны планироваться торговым отделом с учетом их целесообразности и возможностей торговой организации и подведомственных ей магазинов. Товароведы торгового отдела и магазинов особое внимание должны уделять активной пропаганде новых и малоизвестных покупателем товаров. Наиболее благоприятные условия для этого - выставки-продажи товаров, дегустации йлюп из новых товаров или полуфабрикатов, выступления в печати, по радио и телевидению.
Участие в работе по внедрению прогрессивных Форм торговли и расширению дополнительных услуг покупателям. В тех торговых организациях, где отсутствуют отделы организации торговли, работу по внедрению прогрессивных Форм торговли и созданию дополнительных услуг покупателям выполняют работники торгового отдела. При наличии отделов организации торговли к работе по повышению культуры торговли и внедрению ее прогрессивных форм привлекаются товароведы.
Важную роль должны играть товароведы и в повышении культуры обслуживания населения, и в совершенствовании торгово-оперативных процессов в магазинах. Постоянный рост товарооборота, расширение ассортимента и улучшение качества товаров, появление новых, современных типов магазинов создают предпосылки для организации торговли продовольственными товарами на более высоком культурном и техническом уровнях, а также для повышения эффективности и улучшения условий труда торговых работников. Высокий уровень культуры торговли может быть достигнут там, где организованы такие формы обслуживания и выработаны такие методы продажи, при которых с наименьшими затратами труда и времени покупатель может приобрести все необходимые товары.
Выполнение мероприятий по развитию и совершенствованию торговли продовольственными товарами и повышению культуры обслуживания населения в значительной мере зависит от товароведов. Широкое применение прогрессивных методов продажи товаров, появление новых современных типов магазинов («Универсам» и др.), внедрение тары-оборудования коренным образом изменяют характер торгово-оперативных процессов. Поэтому товаровед совместно с другими специалистами должен принимать активное участие в разработке проекта устройства и оборудования нового или реконструируемого магазина, хорошо продумать все элементы торгово-оперативных процессов с точки зрения удобства для покупателей и торгового персонала, обеспечения сохранности товаров, экономии трудовых затрат и т. д. Особо важное значение эти положения имеют в настоящее время, когда и в государственной, и в кооперативной торговле осуществляются программы по комплексной рационализации торговли. При этом функционирующая розничная сеть, особенно прежних лет постройки, нередко подвергается перепланировке, расширению торговых площадей, оснащению новым оборудованием и т. п.
Снижение затрат на единицу товарооборота и повышение эффективности работы торговых организаций и предприятий - сложная, многокомпонентная задача. В нее входят рациональная организация снабжения расфасованными товарами, высокая квалификация торгового персонала магазинов, обеспечение высокопроизводительным оборудованием, хорошо продуманная организация торгово-технологических процессов и т. д. Результаты всей этой деятельности во многом зависят от товароведа.
Одним из важных и еще не решенных вопросов является обеспечение магазинов расфасованными товарами. Промышленность постоянно увеличивает выпуск таких товаров, но потребности розничной сети по многим из них удовлетворяются еще не в полной мере. Организация расфасовки товаров в магазинах малоэффективна, требует повышенных трудовых затрат, упаковочных материалов, выделения дополнительных площадей. Поэтому товароведы в договорах должны требовать от поставщиков постоянного увеличения выпуска расфасованных товаров. В то же время необходимо более полно использовать местные возможности для организации специальных цехов для расфасовки товаров. Такие цехи или даже специальные предприятия создаются на базе многих управлений торговли, торгов, урсов, орсов и т. д.
Экономия времени покупателя - один из важнейших элементов культуры торговли - достигается там, где правильно организован труд торгового персонала. Условия работы в магазинах могут быть разными, но требования общего порядка должны выполняться везде. Это своевременная подготовка и подача товаров к местам реализации, правильное их размещение и обеспечение условий для показа, отбора и информации. Практическую помощь в консультации по названным вопросам работники магазинов и складов вправе получить от товароведов торгового отдела и магазинов.