Ниже приводятся основные функции торгового отдела, в осуществлении которых товароведы принимают непосредственное участие. Этими функциями не ограничиваются обязанности товароведа. Они могут быть расширены или сужены в зависимости от конкретных условий работы торговой организации.
Организация рационального товароснабжения розничной сети. Роль товароведа в организации рационального товароснабжения очень велика, так как четко организованное товароснабжение розничной торговой сети непосредственно влияет на ритмичное выполнение плана товарооборота, является важыым условием бесперебойного обеспечения населения товарами, повышает эффективность работы поставщиков и транспорта, улучшает использование рабочей силы и складских площадей.
Непременным требованием к товароснабжению является его планомерная организация по заранее разработанным графикам, в которых предусматриваются наиболее рациональные частота и количество завозимых в торговые предприятия партий товаров.
Товароведы проводят работу по организации централизованного завоза товаров в розничную торговую сеть как с предприятий-изготовителей, так и со складов оптовых и своих баз. Наиболее экономичное снабжение розничной сети достигается при централизованной доставке товаров с предприятий, расположенных в пределах города и прилегающих районов. Планомерность и ритмичность в товароснабжении и высокая его эффективность могут быть обеспечены только при хорошей организации этого сложного процесса, заинтересованности и взаимной увязке интересов розничной торговли, складов, баз снабжения и промышленных предприятий-поставщиков, а также транспортных организаций. На этой основе активно внедряется межотраслевая система оперативного управления товароснабжением.
Доставка товаров в магазины должна осуществляться с наименьшими затратами средств, так как транспортные расходы во многих торговых организациях занимают второе (а нередко и первое) место после заработной платы в общем объеме издержек обращения. Поэтому правильная разработка маршрутов, организация транспортировки товаров и погрузочно-разгрузочных работ содержат большие резервы по сокращению расходов, снижению потерь и улучшению товароснабжения розничной торговой сети. В связи с этим необходимо повышать оперативность доставки продовольственных товаров в розничную торговую сеть, развивать и совершенствовать прямые связи торговли с колхозами, совхозами и другими предприятиями агропромышленного комплекса.
Торговый отдел подготавливает к заключению договоры и разовые соглашения с оптовыми базами, отдельными производственными предприятиями и другими поставщиками на поставку и заготовку товаров.
При разработке графиков завоза товаров составляют перечень магазинов, складов, указывают места их расположения, определяют периодичность (частоту) и минимальные нормы доставки, потребность в транспортных средствах и стоимость доставки. Эту работу выполняют, как правило, товароведы торгового отдела. Если в торговой организации создана специальная диспетчерская или диспетчерско-информационная служба, которая организует и контролирует завоз товаров и работу транспорта, то товароведы принимают участие в определении величины партии, частоты и сроков завоза товаров. Это имеет важное значение, поскольку на размер расходов при централизованной доставке товаров значительное влияние оказывают величина партии и частота завоза, которые взаимосвязаны между собой, так как чем крупнее партия товара, тем реже завоз, и наоборот.
Вследствие недостатка транспорта и для лучшего его использования поставщики заинтересованы обычно в доставке товаров более крупными партиями. В соответствии с этим построены и тарифы за услуги. Транспортные расходы на единицу массы (веса) в мелких партиях товаров значительно выше этих же показателей в более крупных партиях. В тех магазинах, где имеются достаточные складские площади и нормальные условия для хранения, партии завозимых товаров не следует измельчать; при отсутствии же складских площадей или их недостатке такой порядок завоза товаров (особенно товаров, требующих специального хранения) неприемлем. Эти условия товароведы должны учитывать при организации товароснабжения розничной торговой сети. Постоянный контроль за состоянием товарных запасов в розничной сети и разумное их регулирование - один из путей снижения затрат торговых организаций, связанных с хранением и товарными потерями.
Одна из особенностей процесса товароснабжения заключается в наличии количественных соотношений между его составными частями, которые поддаются математическому описанию. Это открывает широкие возможности внедрения в организацию товароснабжения экономико-математических методов на основе теории массового обслуживания, теории управления запасами и линейного программирования.
Создание автоматизированной системы управления торговлей (АСУТ) и ее подсистемы - товароснабжения розничной сети позволяет объединить в единый взаимосвязанный комплекс все остальные элементы процесса товароснабжения и решить их в оптимальном варианте. В первую очередь это касается объемов производства и ассортимента товаров, предназначенных для местного рынка в соответствии со спросом населения, размеров партий товаров и частоты их завоза в магазины при условии эффективного использования транспортных средств. Технологические процессы на оптовых базах и складах торговых организаций и централизованная доставка товаров от них в розничную сеть также должны максимально соответствовать требованиям автоматизированной системы.
Наиболее широко применяются методы транспортной задачи линейного программирования при планировании внутригородских и внутрирайонных перевозок товаров автомобильным транспортом. В крупных городах страны уже решаются задачи по оптимизации снабжения потребителей и работы транспортных организаций по перевозке хлебопродуктов, молочных продуктов, пива, безалкогольных напитков и других товаров. Чаще всего решение задачи состоит в оптимальном прикреплении магазинов к поставщикам (хлебозаводам, молокозаводам, холодильникам, плодоовощным базам и т. д.).
Планирование перевозок осуществляют в следующем порядке. Ежедневно хлебозавод (молокозавод и т. д.) до установленного часа принимает по телефону заявки от потребителей своей продукции - торговых организаций или магазинов. В обобщенном виде заявки торговых организаций вместе с данными об объеме и ассортименте выпускаемой продукции передают автопредприятию. На печать выдается маршрут-задание, в котором указывают общий объем перевозок, общий пробег, время в пути, дату, марку автомашины, адреса поставщика и покупателей, расстояние до каждого из них, массу груза.
Комплексное решение задач, связанных с использованием автомобильного транспорта, позволяет получить экономический эффект за счет сокращения расстояний перевозок до 15-20%, снижения холостых пробегов на 15-30%, увеличение коэффициента использования пробега до 20% и т. д. Торговые организации при четком выполнении всех исходных требований обеспечивают гарантированное товаро-снабжение розничной сети.
Аппарат торгового отдела также обеспечивает своевременное получение и вывоз товаров, поступающих от иногородних поставщиков в адрес торговой организации, организует завоз товаров, не требующих подсортировки, транзитом непосредственно в магазины. В случае необходимости товароведы содействуют работникам крупных (хозрасчетных) магазинов в самостоятельном отборе товаров на складах поставщиков и оказывают им практическую помощь в оформлении документов и доставке товаров.
Повседневный контроль за состоянием реализации товаров. Такой контроль товароведы осуществляют по товарным группам и отдельным наименованиям товаров. При выявлении перебоев в торговле, связанных с отсутствием в продаже достаточных товаров, товароведы и работники НДС принимают оперативные меры для их завоза в соответствии с установленным ассортиментным перечнем и в дальнейшем устраняют причины этих недостатков. Информацию об этом товароведы торгового отдела получают при посещении магазинов, складов, баз и промышленных предприятий, а также путем оперативной информации от работников розничной сети, разъездных товароведов оптовых баз, органов общественного и народного контроля.
Изучение поставщиков и выбор наиболее рациональных форм, хозяйственных связей торговых организаций и крупных магазинов с поставщиками. В последние годы широко распространились долгосрочные хозяйственные связи между производителями продукции и ее покупателями. Такие связи должны способствовать удовлетворению в полной мере покупательского спроса на товары и быть экономически эффективными. Поэтому для их установления в каждом конкретном случае применительно к определенному товару, базе, объединению, предприятию промышленности или сельского хозяйства учитывается в совокупности следующее.
1. Объем поставки товаров, выделенных или необходимых покупателю, должен соответствовать требованиям Положения о поставках товаров.
2. Ассортимент вырабатываемых промышленными или сельскохозяйственными предприятиями товаров и технология производства, что является важным фактором для установления прямых договорных отношений предприятий розничной торговли с промышленностью. Это позволяет оперативно реагировать на изменения, вызванные конъюнктурой рынка и требованием покупателей о замене ассортимента товаров. Если предприятие-поставщик вырабатывает узкий ассортимент, то для обеспечения наличия широкого ассортимента товаров в торговле необходима своевременная поставка товаров разных изготовителей с предварительной их подсортировкой. Когда покупателю выделяется небольшой объем нескоропортящихся товаров, то для более эффективного снабжения розничной торговой сети целесообразны поставки товаров через оптовые базы.
3. Территориальное размещение поставщиков и покупателей (получателей), т. е. удаление розничной сети от предприятий-поставщиков или от оптовых баз.
4. Возможность ритмичной доставки товаров всем получателям непосредственно со складов промышленного или сельскохозяйственного предприятия по установленному графику и в в согласованном ассортименте.
5. Экономическая целесообразность непосредственных (прямых) договорных связей розничных торговых организаций с предприятиями-производителями продукции с учетом порядка расчетов за товар, документооборота, расходов по перевозке, разгрузке, хранению и т. д.
6. Обеспеченность розничных торговых организаций материально-технической базой и квалифицированными кадрами для приемки и подсортировки товаров.
7. Взаимоотношения с оптовыми базами по поставкам товаров, промышленностью на местах. При этом принимается во внимание, насколько удовлетворяется при таких договорах спрос по ассортименту, особенно по товарам повышенного спроса, как решаются с базой вопросы замены ассортимента, поставляется ли при таких связях товар непосредственно с оптовой базы или с предприятия-изготовителя, как осуществляется оптовой базой подсортировка товаров, какова материально-техническая оснащенность оптовой базы.
8. Формы и методы воздействия оптовых баз на объем, ассортимент и качество товаров, поставляемых промышленными предприятиями по прямым договорам с розничными торговыми организациями.