В повышении народного благосостояния первостепенное значение имеет обеспечение населения страны продуктами питания.
Продовольственная программа предусматривает значительный рост производства сельскохозяйственной продукции, и прежде всего таких продуктов, как мясо, овощи, молочные продукты.
В настоящее время все более возрастает роль торговли продовольственными товарами как реализующего звена, завершающего воспроизводственный цикл продовольственного комплекса с его устойчивой ориентацией на конечный продукт.
Конкретный характер задач, стоящих перед торговлей в связи с осуществлением Продовольственной программы, позволяет разделить их на две основные группы.
К первой группе относят те из них, которые носят межотраслевой характер. Их решение должно осуществляться во взаимосвязи торговли с другими отраслями продовольственного комплекса. От качества взаимодействия торговли с сельским хозяйством, промышленностью и транспортом во многом зависит, насколько ритмично и в каком ассортименте поступают продовольственные товары в сферу торговли и непосредственно потребителям. В этой связи необходимо радикально улучшить взаимоотношения торговли со смежными отраслями, применять более результативные средства воздействия на работу их предприятий.
Ко второй группе задач торговли в реализации Продовольственной программы относятся внутриотраслевые задачи - рациональное использование и увеличение продовольственных ресурсов, сокращение потерь продовольственных товаров во всех каналах отрасли, эффективное распределение и использование капитальных вложений, развитие сети магазинов и предприятий общественного питания, улучшение режима работы, повышение дисциплины труда и качества торгового обслуживания.
В системе продовольственного комплекса торговля призвана обслуживать основные стадии процесса товародвижения: изучение, прогнозирование и формирование спроса в оптовом и розничном звене; разработку заявок и заказов производству в соответствии с прогнозами спроса, аккумуляцию и последующую их корректировку в оптовом звене; распределение и транспортировку товаров; доработку товаров (включая подсортировку и пересортировку, фасовку, упаковку, комплектацию партий); хранение, создание оптимальных товарных запасов, реализацию товаров через розничную сеть.
Обеспечить население продовольственными товарами высокого качества и в нужном ассортименте, оперативно реагировать на изменение покупательского спроса - важнейшие задачи товароведных служб торговли. Их решение обусловливает необходимость усиления экономико-организационной подготовки товароведов, приобретение ими навыков управления механизмом межотраслевого взаимодействия торговли с сельскохозяйственными, пищевыми и другими организациями (предприятиями) агропромышленных объединений.
Важнейшее условие удовлетворения постоянно возрастающих потребностей населения в продуктах питания - достижение оптимальной структуры питания.
Совершенствование структуры питания предусматривает глубоко научный подход к формированию продуктового набора, наиболее полно отвечающего потребностям населения. В настоящее время в качестве ориентира широко распространен целевой показатель конечного продукта с учетом физиологических норм потребления. Это показатель хотя и нужный, однако не в полной мере отражающий экономические результаты продовольственного комплекса. И особенно это проявляется сегодня хогда уже достигнут определенный уровень калорийности питания.
Физиологические нормы могут служить лишь ориентиром при реализации целей Продовольственной программы. Основным же оценочным показателем должны стать потребности населения. Они находят свое выражение в реально складывающейся доле доходов населения, выделяемой на питание, соотношении спроса на отдельные продукты питания, национальных традициях и во влиянии других факторов.
Продовольственный комплекс должен обеспечивать бесперебойное насыщение торговли широким ассортиментом товаров и в то же время ориентировать покупателя на рациональные с точки зрения физиологии объем и структуру потребления продуктов питания. Весьма перспективным в ближайшие годы является увеличение выпуска новых колбасных изделий с использованием белков животного и растительного происхождения. Увеличение производства такой продукции не только расширяет ассортиментную структуру колбасных изделий, но и позволяет экономить мясные ресурсы. Увеличение выпуска и потребления маложирной и обезжиренной молочной продукции на основе использования вторичных ресурсов молока (обрата, пахты, сыворотки) дает возможность не только получить дополнительные ресурсы этого важного продукта питания, но и повысить пищевую ценность рациона питания людей. Обезжиренное молоко, пахта, сыворотка и молочные продукты, приготовленные из них, представляют собой высокоусвояемую пищу, зачастую даже более полезную, чем продукты из цельного молока.
Решение задачи по разработке и внедрению оптимальной структуры питания должно базироваться не только на увеличении объема продовольствия в целом, но и на формировании необходимого ассортиментного перечня, комплексно удовлетворяющего разумные потребности населения в продуктах питания. Достижение широты и устойчивости ассортимента продовольственных товаров в магазинах возможно при условии строгого соблюдения ассортиментных перечней, которые должны разрабатываться с ориентацией их не на минимальный, а на оптимальный внутригрупповой ассортимент.