Такие способы транспортировки являются трудоемкими, связаны с простоями железнодорожных вагонов и автомобильного транспорта, не обеспечивают сохранности качества стеклянной тары. Бой бутылок и банок при этом, как правило, значительно превышает установленный норматив и достигает 5% и более. У венчика горла появляются щербинки и потертость корпуса, особенно при недостаточном количестве перестилочного материала (стружки).
Транспортировка стеклянной тары в штабелях требует значительных затрат труда. Например, на стеклотарном заводе загрузка четырехосного вагона десятью грузчиками раньше продолжалась 6-7 ч и бой банок составлял при погрузочно-разгрузочных работах в среднем 20%.
Поэтому объемы перевозок стеклянной тары в штабелях повсеместно сокращаются.
На некоторых заводах бутылки упаковывают в мешки и кули.
Процесс упаковки осуществляется вручную. Рабочий укладывает бутылки в мешок или куль горлышками навстречу друг другу, перестилая их по рядам соломой или стружкой, прошивает горловину мешка и увязывает углы мешка. Мешки могут укладываться непосредственно в транспортное средство (железнодорожный вагон, автомобиль и др.) либо предварительно укладываться в контейнеры или на поддоны, а затем уже в них грузиться в транспортные средства.
Стеклянную тару упаковывают в специальные многослойные невозвратные бумажные мешки. Такие заполненные мешки штабелируют вилочными погрузчиками. Процесс упаковки тары в мешки является более прогрессивным, чем упаковка их в ящики, количество обслуживающего персонала сокращается при этом на 25%. Однако процесс упаковки стеклянной тары в мешки и выемки ее трудно механизировать, бутылки в мешках могут тереться друг о дpугa, соударяться, что приводит к появлению потертостей и увеличению боя.
Ряд стеклозаводов отгружает потребителям бутылки для шампанского, вина и коньяка в пакетах, обвязанных проволокой в два ряда.
Для пакетирования и обвязки бутылок используется специальное устройство. Рабочий вручную укладывает бутылки горло к горлу в пакеты полуавтомата, включает механизм вращения пакета (или механизм намотки проволоки) для обмотки его двумя параллельными рядами проволоки, далее специальным приспособлением скручивает проволоку и укладывает вручную пакет на поддон или в контейнер. По данным одного из заводов стеклоизделий, пакетирование бутылок позволило снизить трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ по сравнению с отгрузкой в штабелях на 60-65%, сократить простои вагонов на 60%, уменьшить расход стружки на перестилку рядов бутылок на 12%.
Такой способ упаковки бутылок имеет ряд недостатков, к которым, в частности, относятся следующие:
способ применим не ко всем типам бутылок;
в результате некачественной обвязки или разрушения одной из бутылок, пакет рассыпается;
бутылки контактируют между собой, что приводит к потертостям корпуса и щерблению горла;
способ требует значительных затрат ручного труда;
необходимо перекладывать пакеты стружкой (около 760 кг на 1 вагон) при погрузке в транспортное средство.
Сравнение параметров транспортировки бутылок в пакетах-связках с доставкой их в штабелях и мешках показывает, что этот способ упаковки хотя и лучше последних, но далеко не оптимален.
Совершенно ясно, что эти способы упаковки и транспортировки стеклянной тары следует заменить другими, более прорессивными.