Быстрозамороженные продукты можно перевозить также автотранспортом, скорость доставки которым значительно больше, чем изотермическими вагонами. Автотранспортом продукция доставляется непосредственно от отправителя получателю. Кроме того, имеется возможность отгружать замороженную продукцию небольшими партиями.
Автомашины для перевозки быстрозамороженных продуктов оборудованы изотермическими кузовами и холодильными агрегатами, обеспечивающими температуру воздуха внутри кузова -18° С.
Полезная грузоподъемность автомобилей-холодильников 150 кг - 5 т, полуприцепов-холодильников 2,5- 16 т, прицепов-холодильников 0,5-3,0 т. Для развозки замороженной продукции в торговой сети применяют мотохолодильники, у которых небольшие изотермические кузова установлены на мотоцикле или мотороллере. Кузова холодильного автотранспорта изолируют алюминиевой фольгой (альфоль) толщиной 0,010-0,015 мм или пенопластом.
Для первозки замороженных плодов, овощей и кулинарных изделий применяются автохолодильники, охлаждаемые сухим льдом или с помощью эвтектических аккумуляторов, а также полуприцепы-холодильники "Прага", "Австрофиат" и др.
В автохолодильниках с сухоледным охлаждением сухоледные приборы располагают под потолком или в верхней части кузова с выводом паров углекислоты наружу ила непосредственно в кузов. Иногда в автомашинах с изолированными кузовами без приборов охлаждения сухой лед укладывают поверх контейнеров или ящиков.
Авторефрижераторы с аккумуляционным охлаждением системы ВНИХИ оборудованы специальными аккумуляторами - металлическама пустотелыми плитами с гофрированной поверхностью, которые заполнены эвтектическим раствором. Внутри плит имеются змеевики из оребренных труб, по которым циркулирует холодильный агент или хладоноситель. Заряжают авторефрижераторы обычно в ночное время на специальных зарядных станциях при холодильниках.
Количество холода, аккумулированное в замороженном эвтектическом растворе, достаточно для поддержания внутри кузова в летнее время температуры -18°С в течение 12-15 ч. Это позволяет перевозить замороженные продукты на расстояние 400-450 км.
Характеристика применяемых эвтектических растворов приведена в табл. 87.
Наименование и химическая формула соли | Содержание соли в растворе, % | Плотность раствора | Температура плавления (эвтектика), °С | Теплота плавления (эвтектика), ккал/кг |
Хлористый натрии (NaCl) | 22,06 | 1,178 | -23 | 56 |
Двенадцативодный фосфорнокислый натрий (Na2HPО412H2О) | 0,64 | |||
Азотнокислый натрий (NaNО3) | 37,0 | 1,29 | -18,5 | 51,5 |
Хлористый калий (КО) | 19,7 | 1,131 | -10,9; -11,1 | 71,9 |
Для доставки быстрозамороженных продуктов на большие расстояния используют автомобили-холодильники, оборудованные холодильными установками, расположенными в специально изолированном отсеке или над кабиной водителя.
Автомобиль-холодильник на шасси МАЗ-500Р (рис. 109) имеет стальной каркас кузова с наружной и внутренней обшивками из листового дюралюминия. В качестве изоляции использованы пакеты из полистирольного пенопласта. Толщина изоляции стен камеры 150 мм, потолка и пола - 175 мм.
Рис. 109. Автомобиль-холодильник на шасси МАЗ-500Р.
Под внутренней обшивкой кузова поверх изоляции (пенопласта) проложен слой картона; для предохранения внутренней обшивки от повреждения грузами, а также для циркуляции охлажденного воздуха обшивка выложена деревянными решетками на высоту 1800 мм. Кузов имеет двустворчатые двери, расположенные на задней стенке. Внутри кузова имеется электрическое освещение.
Для обеспечения внутри кузова постоянной температуры воздуха до -18°С автохолодильник оборудован фреоновым холодильным агрегатом 1ХМФ-5 подвесного типа, который вместе с приборами автоматики смонтнрован снаружи над кабиной водителя. Охлаждение кузова воздушное от ребристого воздухоохладителя непосредственного испарения, снабженного осевым вентилятором. Снеговую шубу оттаивают горячими парами фреона.
Управление и контроль за работой холодильной установки и температурой воздуха внутри кузова осуществляются из кабины водителя. Компрессор холодильной установки и вентилятор воздухоохладителя приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания УД-1 мощностью 4 л. с.
Благодаря наличию автоматики холодильная установка работает до заданной температуры, после чего выключается, а при повышении температуры воздуха внутри кузова автоматически включается.
Автомобиль-холодильник Черкасского автозавода смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-51, имеет грузоподъемность 1500 кг, полезный объем изолированного кузова 10 м3 и размеры грузовой камеры 3060Х1840Х1810 мм. Автохолодильник оборудован фреоновым холодильным агрегатом УФ-3 подвесного типа (расположен вне кузова над кабиной водителя) холодопроизводительностью 3000 ст. ккал/ч. При температуре наружного воздуха 30°С внутри кузова обеспечивается температура воздуха до -18° С.
Автохолодильник "Прага" состоит из автотягача и полуприцепа-холодильника грузоподъемностью 7-10 т. Полезная площадь пола полуприцепа-холодильника грузоподъемностью 7 т, 12,06 м2, а внутренний объем 21,04 м3 и погрузочная высота 1230-1280 мм. Фреоновая холодильная машина расположена в специальном отсеке в передней части кузова, состоит из шестицилиндрового компрессора холодопроизводительностью 2500 ст. ккал/ч и воздушного конденсатора. Охлаждающие батареи непосредственного испарения обеспечивают температуру воздуха внутри кузова -18°С при температуре наружного воздуха 35° С. В этом автохолодильнике замороженные продукты можно перевозить на расстояние 2,0 тыс. км.
Полуприцеп-холодильник "Австрофиат" применяют для перевозок замороженных продуктов на большие расстояния. Мощность двигателя его тягача 130 л. с, полезная грузоподъемность машины 12 т. В кузове полуприцепа с помощью фреоновой холодильной машины, работающей на фреоне-12, можно поддерживать температуру воздуха от +4 до -20° С. Машинное отделение находится в специальном отсеке в передней части кузова. Холодильный агрегат приводится в действие от одноцилиндрового двухтактного двигателя мощностью 9 л. с.
Каркас кузова металлический, наружная обшивка выполнена из полированного листового алюминия, а внутренняя - из оцинкованной листовой стали. В качестве изоляции кузова использованы пакеты из гофрированной пластмассовой пленки толщиной 150 мм. Кузов имеет двустворчатую дверь в задней стенке и одностворчатую с правой стороны по ходу.
Охлаждение кузова обеспечивается воздухоохладителем из оребренных труб непосредственного испарения, расположенного на передней стенке грузового помещения. Снеговую шубу оттаивают горячими парами фреона. Воздухоохладитель состоит из двух самостоятельных частей, благодаря чему при оттайке одной части вторая часть воздухоохладителя может быть включена на охлаждение.