Электропогрузчики применяют для работы внутри крытых вагонов, перемещения грузов по производственным и складским помещениям предприятий, а также для штабелирования грузов в складских помещениях и на открытых площадках с ровным твердым полом. Электропогрузчики 4004 и 4004А отличаются высотой грузоподъемной рамы. Они оснащены механизмами передвижения с управлением движения и гидравлическим устройством для захвата, подъема и опускания груза. Работа их осуществляется от аккумуляторных щелочно-железо-никелевых батарей.
Управление погрузчиков обеспечивается механизмом, состоящим из переднего ведущего моста с тяговым электродвигателем, рулевым управлением и заднего моста с двумя управляемыми колесами. Два передних колеса погрузчика являются ведущими. На погрузчиках используется рулевое управление от грузового автомобиля ГАЗ-51.
Грузоподъемник состоит из двух рам: наружной неподвижной и внутренней, выдвигающейся вверх.
Рис. 16. Аккумуляторный вилочный погрузчик 4004.
Вилочный захват находится в передней части погрузчиков; наличие противовеса в задней части погрузчиков обеспечивает устойчивость и предотвращает опрокидывание их при движении. Погрузчики имеют по два электродвигателя. Один при помощи коробки скоростей связан с задним мостом, другой приводит в движение насос гидропривода. Подаваемое насосом масло через золотниковый распределитель поступает в цилиндры, обеспечивающие подъем и наклон груза.
На рис. 16 показан электропогрузчик модели 4004 со съемным приспособлением, обеспечивающим захват груза (вилки, сталкиватели и т. д.).
Грузоподъемность погрузчиков определяют по формуле:
где g - масса, приходящаяся на заднюю ось машины, кг;
L - база машины (расстояние между осями передних и задних колес), м;
Ку - коэффициент продольной устойчивости машины, равный 1,4-1,45;
l1 - расстояние от центра оси переднего колеса машины до вертикальных плеч вилок, м;
l2 - расстояние от центра тяжести груза на вилках погрузчика до вертикальных плеч вилок, м.
Рис. 17. Электропогрузчик КВЗ-02: 1 - грузоподъемная колонка; 2 - передний мост; 3 - ручной тормоз; 4 - руль; 5 - гидравлический механизм; 6 - рама шасси; 7 - сиденье водителя; 8 - противовес; 9 - задний мост; 10 - аккумуляторная батарея: 11 - вилочный захват.
Коэффициент продольной устойчивости погрузчика Ку принят при условии, что его грузоподъемная рама находится строго в вертикальном положении, а погрузчик - на горизонтальной площадке.
При движении погрузчика и наклоне грузоподъемной рамы назад продольная устойчивость машины увеличивается и, наоборот, снижается, когда груз поднят и грузоподъемная рама наклонена вперед.
Электропогрузчики КВЗ-02 (рис. 17) и КВЗ-04 отличаются от электропогрузчиков 4004 и 4004А большей грузоподъемностью (1,5 т) и имеют различную высоту грузоподъемной рамы. Значительная масса и большие габариты несколько ограничивают возможность их использования.
Электропогрузчик 4015 обладает высокой маневренностью и имеет упрощенный механизм движения и управления машиной. Кузов погрузчика опирается на 3 колеса, из которых заднее является ведущим и управляемым. Скорость движения регулируется с помощью бесступенчатого реостата. Электропогрузчик 4015 может быть рекомендован для транспортировки грузов с относительно малой объемной массой.