Укупоренные бутылки поступают по транспортеру на бракераж. При бракераже отбирают бутылки, недостаточно наполненные, плохо укупоренные и бутылки, в которых содержатся механические включения (волокна фильтрмассы, волокна размокших в моечной машине этикеток, кусочки разрушенной корковой прокладки и т. д.).
Все механические включения при тщательном просмотре на ярком свете обнаруживаются при перевертывании бутылок.
Отбракованные бутылки раскупоривают, пиво сливают и возвращают на вторичную обработку; это пиво составляет основную массу смарочного (подлежащего переработке) пива. Количество смарочного пива может достичь 4—5%. Смарочное пиво поступает в лагерный подвал, в него задаются завитки, затем производят вторичную выдержку и фильтрацию.
Бракераж — весьма трудоемкая и утомительная операция и производится в настоящее время на большинстве пивоваренных заводов на бракеражных автоматах путем механического перевертывания бутылок перед световым экраном для просмотра их браковщицами.
Этикетировка пива
После бракеража на бутылки вручную или на автоматических машинах наклеивают этикетки.
По форме, размеру и рисунку этикетки должны соответствовать ГОСТу. На них обозначают сорт пива, наименование пивоваренного завода и номер ГОСТа. Дата розлива штампуется на обратной стороне или выбивается компостером.
В настоящее время Жигулевское пиво выпускается без этикеток — все данные указываются на кронен-пробках. Этикетированные бутылки с пивом укладываются в двадцатигнездные ящики и направляются в экспедицию.
На бочки с пивом также наклеиваются этикетки.