Инерционные конвейеры (трясуны) применяют на пивоваренных заводах для транспортировки зеленого солода, так как при перемещении зерна или сухого солода при работе этого транспортера образуется много пыли.
Трясун состоит из желоба, пружинящих стоек и шатуннокривошипного приводного механизма. Желоб трясуна жестка неподвижно соединен с наклонными пружинящими стойками, которые также жестко соединены с основанием неподвижной рамы. На неподвижной раме укреплен кривошипный механизм, соединенный с желобом металлическим шатуном, который приводит желоб в колебательное движение.
Работа трясуна основана на использовании силы инерции груза для его перемещения.
Производительность трясунов от 25 до 50 т/ч зависит от ширины лотка, высоты слоя солода. Скорость движения солода 0,15—0,25 м/с. Длина трясуна до 15 м.
Пневматические установки.
Принцип действия пневматического транспорта основан на перемещении материала в струе воздуха. Этот вид транспорта начинает широко распространяться на пивоваренных заводах, где используется для перемещения сухого зерна, зеленого и сухого солода и других зерновых продуктов как в горизонтальном направлении на расстоянии до 300 м и более, так и в вертикальном — на 20—30 м.
Пневматические установки разделяются на три типа:
всасывающие — это установки, в которых воздух отсасывается из труб системы и зерно перемещается с помощью разреженного воздуха. Эти установки целесообразно применять при переброске зерна из нескольких точек в одно место. Например, из зернохранилищ, устроенных на заводе в разных местах, необходимо подать зерно на очистку в одно место или из различных солодовен подать солод в сушилку и т. д.;
нагнетательные — установки, в которых воздух нагнетается воздушным компрессором в транспортные трубы и увлекает за собой зерно. Такие установки используют в тех случаях, когда зерно транспортируют из одной точки в разные места;
смешанные — установки, при работе которых в одном конце установки создается разрежение, а в другом подводится в трубы сжатый воздух. Эти установки используют при транспортировке на дальнее расстояние и в разные точки.
Пневмотранспортная установка представлена на рис. 82.
В зависимости от назначения пневмоустановки подбирают фильтр.
В основном применяют фильтры в виде длинных рукавов, через которые просасывается воздух.
Рис.82.Схема стационарной пневмотранспортной установки:1 — сосун;2 — зерно:3, 4, 9, 10, 11 — разгрузители; 5 — бункер замачиваемого зерна;6 — водоотделитель;7 — мокрый фильтр;8 — отделитель грубых примесей;12 — силосы для солода;13 и 15 — приемные задвижки;14 — бункер очищенного солода;16 — сушилка солода;17 — всасывающая воронка зеленого солода;18 — воздухопровод;19 — воздушный насос;20 — сухой фильтр;21 — распределительная гребенка.
Иногда для очистки воздуха от солодовых ростков и других примесей перед вакуум-насосом вместо матерчатых ставят мокрый фильтр и рядом с ним устанавливают водоотделитель для отделения воды из влажного воздуха.
Мокрый фильтр представляет собой герметически закрытый цилиндр, в центре которого вмонтирована труба с ситами, идущая почти до дна. По окружности цилиндра в верхней его части имеется штуцер для отвода воздуха. Цилиндр наполовину заполняют водой. Запыленный воздух, проходя через трубу и воду, очищается и уходит через штуцер в водоотделитель.
Разгрузитель представляет собой цилиндрический резервуар, нижняя часть которого выполнена в виде конуса с люком для отделения зерна от пыли, ростков, шелухи и т. д., в верху цилиндра имеется выходное отверстие для воздуха, сбоку — входное отверстие с отводной трубой для поступления зерна с воздухом и люк для проведения ремонтных работ внутри разгрузителя.
Шлюзовой затвор состоит из корпуса, внутри которого вращается плотно пригнанный барабан с секторными ячейками. Барабан вращается во время работы системы.
Зерно, солод и т. д. засасываются через переносные сопла, закрепленные на шлангах; последние соединены с металлическим трубопроводом системы.
Сопло представляет собой отрезки двух труб разного диаметра, вложенных одна в другую. На конце трубы малого диаметра имеется расширенный колпачок для приема зерна или солода, ростков и т. д., а промежуточное пространство между двумя трубами по окружности (кольцевая цель) предназначено для поступления воздуха.
Принцип работы пневматического транспорта заключается в том, что зерно или другой материал, подлежащий транспортировке, перемещается по закрытому трубопроводу с определенной скоростью под действием движущегося воздуха, находясь в нем во взвешенном состоянии.
Разрежение в системе трубопроводов допускается не более 600 мм рт.ст. Для различных материалов (ячмень, солод сухой, зеленый, ростки, рис и т. д.) скорость движения воздуха должна быть разной.