Транспортировка сыпучих грузов — зерна, солода, отходов и других — выполняется средствами непрерывного транспорта: ковшовыми элеваторами, ленточными транспортерами, шнеками, трясунами и пневматическим транспортом.
Ковшовый транспортер. Ковшовый транспортер, называемый также норией, или элеватором (рис. 79), предназначен для подачи зерна и сухого солода в вертикальном направлении. Транспортер непрерывного действия состоит из ковшей 2, укрепленных на бесконечной ленте 3, огибающей два шкива 4. Ковши на ленте закреплены через определенные промежутки.
Рис.79.Общий вид и схема ковшового элеватора:1 — башмак;2 — ковш;3 — бесконечная лента;4 — шкивы;5 — вертикальная труба(рукав);6 — головка;7—загрузочное отверстие;8 — кожух.
Участки ленты с ковшами, натянутой между верхним и нижним шкивами, по всей длине заключены в металлические квадратной формы кожухи 8 и образуют две вертикальные трубы 5, называемые рукавами; в них имеются смотровые окна для наблюдения за работой. Верхний и нижний шкивы также заключены в отдельные металлические кожухи. Часть транспортера с нижним шкивом называют башмаком 7, а с верхним шкивом — головкой 6.
Башмак ковшового транспортера устанавливают несколько ниже уровня подачи зерна, обычно в первом этаже или же в подвальном помещении. Зерно поступает в загрузочное отверстие 7 самотеком. Поток зерна в отпускной трубе регулируется заслонкой. В башмаке имеются натяжные винты, посредством которых производится натяжение ленты.
Верхняя часть ковшового транспортера устанавливается в самой высокой точке помещения или этажа, где должна производиться разгрузка. Головка ковшового транспортера является разгрузочным элементом механизма. Зерно выбрасывается из ковша в отверстие под действием центробежной силы по определенной траектории, которая возникает при вращении ковша вокруг шкива и попадает в отводящий зернопровод.
Ковшовым транспортером, кроме зерна и сухого солода, можно подавать зеленый солод. В этом случае в транспортере устанавливаются ковши несколько измененной формы; ставят их чаще и скорость ленты уменьшают до 1 м/с.
Лента изготовляется из нескольких слоев прорезиненной хлопчатобумажной ткани шириной 150 мм. Емкость ковша, применяемого на пивоваренных заводах, около 0,85 л. Производительность ковшового транспортера 10 т/ч. За работой транспортера необходимо непрерывно наблюдать, так как от чрезмерной его загрузки зерном может быть завал транспортера и обрыв ленты с ковшами.