Органы контроля качества продукции. Деятельность заготовительных организаций по обеспечению установленного научно-технической документацией (НТД) качества сельскохозяйственных продуктов и сырья контролируется государственным надзором и ведомственным контролем.
Государственный надзор осуществляют органы Госстандарта, а ведомственный контроль - специальные инспекции, по качеству, подчиненные различным министерствам и ведомствам. В отдельных случаях проводится экспертиза - исследование (рассмотрение) экспертом причин недостачи или снижения качества продукции. Торгово-промышленная палата на коммерческой основе через бюро товарных экспертиз (БТЭ) выполняет поручения на проведение экспертизы, контроля качества и количества товаров, а также проверку состояния упаковки, правильности маркировки, в необходимых случаях осуществляет отбор образцов (проб) товаров и их анализ.
Ведомственный контроль за качеством сельскохозяйственных продуктов, заготовляемых в порядке государственных закупок, проводит Государственная инспекция по качеству сельскохозяйственных продуктов Госагропрома СССР.
При поступлении от предприятий (организаций) потребительской кооперации в Москву и Ленинград яиц, не соответствующих по качеству стандартам или документам отправителя, приемка их производится с участием представителя инспекции Центросоюза. Проверка качества охлажденной рыбы и рыбных товаров осуществляется инспекцией по качеству рыбы и рыбных продуктов Министерства рыбного хозяйства СССР. При возникновении разногласий между отправителем и получателем о качестве хлебопродуктов и маслосемян ими совместно отбирается в соответствии с требованиями ГОСТов образец, который направляется на анализ и заключение в лабораторию Государственной хлебной инспекции Министерства хлебопродуктов СССР. Заключение этой инспекции является обязательным для обеих сторон.
Приемка (сдача) по качеству продукции и тары, поступивших от организаций потребительской кооперации торговым предприятиям в городах, где имеются плодоовощные инспекции Центросоюза и республиканских потребсоюзов, проводится с участием представителей этих инспекций.
Проверку качества импортной продукции осуществляют бюро товарных экспертиз Всесоюзной торговой палаты. Инспекции по качеству товаров и торговле Министерства торговли СССР и союзных республик проводят проверку качества продовольственных товаров.
В случае возникновения разногласий сторон лабораторные исследования качества проводятся Центральной арбитражной лабораторией (ЦАЛ) при Всесоюзной торговой палате, лабора-
торией Центральной Государственной инспекции по качеству сельскохозяйственных продуктов, лабораториями высших учебных и научно-исследовательских учреждений.
Приемка продукции. Качество продуктов, поступивших от поставщика, может значительно измениться даже при кратковременном хранении. Поэтому проверку поступившей партии продукции проводят в возможно короткий срок. Для всех предприятий (организаций) независимо от их ведомственной подчиненности установлен предельный срок приемки продукции - 10 дней, а для скоропортящихся продуктов - 24 ч. Сроки приемки отдельных скоропортящихся продуктов уточнены Особыми условиями поставки. Приемка производится в следующие сроки (в ч): охлажденная рыба, вареные колбасы - не позднее 6; косточковые плоды и ягоды - 12; охлажденное мясо - 26; яблоки и цитрусовые 48; орехи, мед, сухофрукты - 72. Качество ягод, косточковых плодов, ранней зелени и винограда, доставленных воздушным транспортом, проверяют не позднее 4 ч после выдачи груза аэропортом.
Сроки приемки по качеству могут быть увеличены по указанию Государственной инспекции по качеству сельскохозяйственных продуктов и сырья, бюро товарных экспертиз, ветеринарной или санитарной службы. Увеличение срока приемки в этом случае необходимо для окончательного определения качества после дефростации, сортировки, доработки продукта, проведения лабораторных исследований.
Приемка по количеству проводится нематериально ответственными лицами, уполномоченными руководством предприятия-получателя. В состав комиссии включается представитель общественности, который компетентен в определении количества продукции. Комиссия проводит проверку количества поступившего продукта на основании транспортных и сопроводительных документов (счета-фактуры, спецификации, описи, упаковочных ярлыков и др.). В случае обнаружения расхождений с документами отправителя получатель приостанавливает приемку, вызывает представителя поставщика.
По результатам приемки составляется акт, в котором указываются состояние тары и упаковки в момент осмотра, точное количество недостачи и ее стоимость, дается заключение о причинах и месте образования недостачи. При выявлении случаев хищений продукции или злоупотреблений руководитель организации немедленно сообщает об этом соответствующим органам и направляет необходимые документы.
Приемку по качеству проводит товаровед организации, являющейся получателем продукции. Если партия поступившего продукта соответствует требованиям научно-технической документации (НТД), то товаровед удостоверяет это в документах, делает соответствующую запись в журнале. Приемка считается своевременной, если закончена в установленные сроки и составлен акт.
При обнаружении несоответствия качества продукта, а также маркировки, упаковки или тары требованиям ГОСТов или сопроводительных документов получатель приостанавливает приемку и составляет акт, в котором указывает количество осмотренного продукта и характер выявленных дефектов. Акт подписывают лица, проводившие приемку продукта.
Одновременно с приостановлением приемки продукта получатель обязан не позднее чем через 24 ч направить отправителю по телеграфу извещение (уведомление), в котором указывают наименование продукции, номер и дату сопроводительного документа, основные пороки, количество продукции ненадлежащего качества или недостаток массы партии по брутто и нетто, время проведения приемки по качеству. Представитель иногороднего отправителя вызывается только в случаях, предусмотренных в Особых условиях поставки или договоре. При одногородней поставке вызов представителя отправителя и его явка для участия в приемке продукции являются обязательными.
Отправитель должен не позднее чем через 24 ч после получения извещения сообщить получателю о выезде представителя или о согласии на приемку продукта без участия этого представителя. Представитель отправителя должен явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени проезда. Если ответ на вызов в указанный срок не получен, это дает право получателю осуществлять дальнейшую приемку продукции до истечения установленного срока явки представителя отправителя.
При приемке продукции с участием представителя отправителя ее результаты оформляются в акте установленной формы.
Экспертиза сельскохозяйственных продуктов. В случае возникновения разногласий между отправителем и получателем по вопросу недостачи качества продукции и причин возникновения дефектов приглашается эксперт бюро товарных экспертиз, государственный инспектор по качеству или представители других компетентных организаций.
Государственный инспектор вызывается при обнаружении несоответствия качества полученной продукции данным сертификата Государственной инспекции по качеству сельскохозяйственных продуктов, выписанного поставщику, а также при наличии разногласий между получателем и поставщиком продукции, при неявке поставщика продукции в установленный срок.
Для вызова инспектора оформляется заявка, которую подписывает руководитель организации - получателя продукции.
Государственный инспектор изучает все документы, относящиеся к данной партии: качественные удостоверения (сертификаты), накладные, спецификации, приемные документы получателя, акты разбраковки продукции по сортам, акт разногласий между поставщиком и потребителем. Документы предъявляются только в подлиннике, обязательно проверяется принадлежность их к партии данной продукции. При обнаружении неоднородности по качеству госинспектор дает предписание о необходимости рассортировки продукта с указанием срока. После рассортировки и получения данных лабораторного исследования инспектор дает окончательное заключение о качестве партии продукта. Качественное удостоверение (сертификат) поставщика заменяется актом в случае подтверждения нееоответствия фактического качества документальным данным. Такая замена производится только государственным инспектором. Акт составляется в четырех экземплярах, из которых один вручается получателю, а остальные проверяются и регистрируются в Государственной инспекции по качеству. Первый и второй экземпляры с печатью вручаются под расписку получателю и отправителю, а третий сдается в архив. Составленный инспектором с участием товароведов организации-получателя акт служит основанием для расчетов за поставленную продукцию, предъявления претензий и применения экономических санкций к поставщику. Контроль качества продукции, как правило, совмещается с контролем качества тары на основании соответствующих стандартов. Если при приемочном контроле установлено наличие недоброкачественной продукции, то вопрос о возможности использования ее на пищевые и кормовые цели, а также о необходимости уничтожения решают органы санитарного надзора.